Увертюры к русским операм

Возрастная категория: 6+

Так что это такое – увертюра, зачем она? Само слово переводится как «начало», на русский манер еще называют – вступление. Если опера есть «действие, пением отправляемое», то каково музыке без пения выступать перед этим самым действием? Говорят, что увертюре не очень уютно быть на переднем крае. Как правило, в увертюре собраны все темы самой оперы. Если внимательно слушать, то можно «предугадать» развитие событий в музыкальном спектакле.

Споры о том, какой должна быть увертюра ведутся давно, едва ли не с момента ее появления, то есть с 1640-х годов, когда Ж.Б. Люлли ввел ее, чтобы прославлять Людовика XIV. Итальянцы ответили на «французскую увертюру» созданием своей по формуле «быстро-медленно-быстро», она была менее церемонной и без затей. Реформатор оперы Рихард Вагнер изменил сам характер увертюры. Родоначальником русской оперы считают Михаила Глинку. Он был первым, кто перенес народные песни и мотивы на большую сцену. С «Жизни за царя» началась история национальной оперы. Создавая оперу «Руслан и Людмила», Глинка ориентировался на «Свадьбу Фигаро» Моцарта, но получилось очень по-русски.

Эти любопытные истории рождения увертюры как формы расскажет томским слушателям музыковед Екатерина Вохминцева.


Дата публикации: 11.05.2024

Разместил(а): Томская Филармония